В ближайшей перспективе отрицательная динамика по погрузке на сети РЖД сохранится. Падение вырастет в августе и сентябре, когда в силу вступит полностью отказ Европы от российского угля. Как следствие, высвободится еще больше парка грузов вагонов, увеличится профицит подвижного состава. Все это будет оказывать негативное влияние на всех участников транспортной железнодорожной отрасли, прежде всего на операторов подвижного состава и производителей. Такой прогноз на конференции «Рынок транспортных услуг в условиях санкций» дал заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта, руководитель отдела исследований грузовых перевозок АНО «ИПЕМ» Александр Слободяник.
Он отмечает, что после роста в начале года производство грузовых вагонов продолжает сокращаться. По данным экспертов, в мае падение в сравнении с маем 2021-го составило к уже 51,8%. Отчасти это связано с временной остановкой деятельности Тихвинского завода. В целом с начала года 5 месяцев реализация вагонов снизилась на 13,6%.
«В структуре производства тоже происходят масштабные изменения. Только два крупных рода вагонов демонстрируют положительную динамику – полувагоны и хопперы. Прирост реализации за 5 месяцев текущего года составил 6%, реализовали более 10 тыс. ед. По хопперам прирост составил 10%, реализовано около 3 тыс. вагонов», – рассказывает А. Слободяник.
При этом по ряду родов вагонов наблюдается существенное снижение – по цистернам -65%, по крытым вагонам -87%.
Реализация фитинговых платформ после роста в начале года снизилась на 21,8% по итогам 5 месяцев 2022-го. «Это связано прежде всего с двумя разнонаправленными трендами – профицит фитинговых платформ на фоне дефицита контейнеров стимулирует сокращение спроса на платформы. Отдельно отмечу, что с 2017 года парк фитинговых платформ на сети увеличился более чем в 2 раза. Превысил 100 тыс. вагонов. В прошлом году было произведено рекордное количество фитинговых платформ – свыше 20 тыс.», – говорит эксперт.
По данным ИПЕМ, расчетный технологический парк полувагонов, не задействованный в перевозках, в мае к апрелю увеличился на 17,5%. В мае профицит полувагонов на сети составил почти 40 тыс., что на 17,5% выше уровня апреля.
Генеральный партнер конференции «Рынок транспортных услуг в условиях санкций» – АО «Уголь-Транс».
Источник: rzd-partner.ru