СТМ и «Университет Иннополис» разрабатывают систему диагностики городского общественного транспорта на базе искусственного интеллекта

Холдинг «Синара – Транспортные Машины» (СТМ, входит в Группу Синара) и автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет Иннополис» работают над созданием комплексного программного обеспечения, включающего проведение оперативной высокоточной диагностики транспортных средств с применением технологий компьютерного зрения.

СТМ и «Университет Иннополис» разрабатывают систему диагностики городского общественного транспорта на базе искусственного интеллекта

Одной из главных целей данной разработки является существенное повышение уровня безопасности при перевозке пассажиров. Также такая диагностическая система выводит оказание сервисных услуг на принципиально новый уровень и практически полностью может исключить возможность возникновения внештатных ситуаций на маршруте, спровоцированных человеческим фактором.

Диагностика транспортного средства происходит непосредственно перед выводом его на линию. Вагон сканируется специальными камерами, которые фиксируют его состояние. После этого материалы загружаются в систему, которая при помощи искусственного интеллекта проводит проверку транспортного средства на его соответствие необходимым критериям. Только после этого принимается решение о выпуске конкретной машины на линию. Если же система выявляет какой-то дефект, то машина отправляется на повторное техобслуживание. В результате, возникновение аварийных случаев при эксплуатации фактически сводится к нулю. Система также осуществляет функцию контроля за внешним видом машины.

На данном этапе специалисты СТМ и «Университета Иннополис» приступили к натурным испытаниям и обучению нейронной сети распознавать возможные дефекты транспортного средства. Этот процесс проходит на территории депо в Таганроге, где компания «Синара – Городские Транспортные Решения» (входит в Холдинг СТМ) реализует масштабный проект по модернизации всей трамвайной инфраструктуры. Уже сегодня в городе запущены два обновленных маршрута. На вагонах, обслуживающих линии №3 и №2, производится отладка и тестирование диагностической системы.

«Разработка подобной диагностической системы для городского общественного транспорта является своевременным ответом на вызовы современности, – комментирует генеральный директор СТМ Виктор Леш. – Более того, мы рассчитываем, что работа над такой технологией послужит существенным толчком к развитию и внедрению ее во всей транспортной отрасли. По сути мы сейчас создаем совершенно новый алгоритм, который будет учитывать научные и производственные требования при принятии решения о выводе машины на маршрут. Такая система имеет огромный потенциал». Он также отметил, что при успешном завершении исследования, данную технологию планируется поэтапно внедрить на всем оборудовании, выпуском и эксплуатацией которого занимаются предприятия Холдинга СТМ: как на городском общественном транспорте, так и на локомотивах.

Работы проводятся в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономка Российской Федерации». Все мероприятия по данному направлению реализуются под эгидой Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года. Финансирование создания передовой системы диагностики осуществляется за счет федерального гранта, часть средств из которого была внесена Холдингом СТМ как индустриальным партнером проекта. Научно-исследовательские изыскания были начаты 1 ноября 2021 года и продлятся до конца 2024 года. Именно тогда финальные результаты проекта будут обнародованы.

Источник: rzd-partner.ru