Консультативно-просветительские мероприятия для муниципальных служащих по повышению уровня правосознания и популяризации антикоррупционных стандартов поведения.

Консультативно-просветительские мероприятия для муниципальных служащих по повышению уровня правосознания и популяризации антикоррупционных стандартов поведения 2 Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам. В России первое упоминание о борьбе с коррупцией встречается в судебнике 1497 г., где речь идет о мздоимстве, т. е. о получении взятки. В более позднем судебнике 1550 г. наряду с мздоимством уже фигурировало и лихоимство. Под ним понималось получение должностным лицом судебных органов завышенных пошлин. Затем круг проявлений коррупции, зафиксированный юридической практикой в России, стал еще шире. К мздоимству и лихоимству прибавились хищение государственного имущества и лиходейство. На протяжении всей многовековой истории России происходила борьба с различными формами коррупции, которая в отдельные периоды, например, при Петре I, наказывалась чрезвычайно жестоко, вплоть до смертной казни. Термин "коррупция" происходит от латинского слова "corrumpere" – подкупать. Современное значение он приобрел в Европе в XV-XVI веках. На международном уровне свое нормативное закрепление термин получил в резолюции "Практические меры борьбы с коррупцией", подготовленной секретариатом 8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями, проходившего в Гаване (Куба) в августесентябре 1990 г. В резолюции речь идет о "нарушениях этического (нравственного), дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в противозаконном использовании своего служебного положения субъектом коррупционной деятельности". В феврале 1995 г. Международная группа по коррупции (МГК) Совета Европы приняла следующее определение коррупции: "Коррупцией, в той мере, в какой она попадает в сферу деятельности МГК, является подкуп (взятка), а равно и любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса государственного должностного лица, лица, работающего в частном секторе, независимого агента... и имеет целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя либо иных лиц". В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки. Введение Конституция Российской Федерации разграничивает органы местного самоуправления и органы государственной власти. Вместе с тем, местное самоуправлением, как одна из форм осуществления публичной власти, зачастую сталкивается с коррупционными проявлениями, борьба с которыми занимает ведущее место в государственной системе противодействия коррупции. Несомненно, что задача государства по борьбе с коррупцией, реализация антикоррупционной политики в органах государственной власти федерального, регионального уровня, органах местного самоуправления является в широком смысле – общенациональной и эффективность осуществления данной задачи напрямую зависит от полноты знаний о мерах по противодействию и предупреждению коррупции, как ее основных инструментах. Интеграция в правовую систему Российской Федерации позволила органам государственной власти республики Крым принять ряд очень важных законов, в том числе и касающихся противодействию коррупции. 3 Основываясь на положениях Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», законодательства Республики Крым, настоящие методические рекомендации дают представление о тех мерах по предупреждению коррупции, реализация которых, на наш взгляд, позволит свести к минимуму коррупционные проявления в муниципальных образованиях, повысит уровень грамотности граждан, должностных лиц, непосредственно осуществляющих полномочия по реализации задач местного самоуправления. Издание иллюстрирует основные понятия в области противодействия коррупции, подробное описание и практику муниципальных образований Республики Крым по реализации актуальных, на наш взгляд, мер по предупреждению коррупции, как основной деятельности по противодействию с ней, а также проблемные вопросы, с которыми сталкиваются муниципалитеты в процессе реализации указанных мер. Основные понятия, которые используются в сфере противодействия коррупции, содержатся в статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) и статье 1 Закона Республики Крым от 22.07.2014 №36-ЗРК «О противодействии коррупции в Республике Крым» (далее – Закон Республики Крым №36-ЗРК), рассмотрим их ниже. Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Федеральный закон № 273-ФЗ относит к коррупции также вышеуказанные деяния, совершенные от имени или в интересах юридического лица. 1 Коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению. 2 Антикоррупционный мониторинг – наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также форм противодействия коррупции. Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. 4 Пункт 1 статьи 1 Федерального закона №273- ФЗ. Пункт 3 статьи 1 Закона Республики Крым №36-ЗРК. Пункт 2 статьи 1 Закона Республики Крым №36-ЗРК. Пункт 4 статьи 1 Закона Республики Крым №36-ЗРК. Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления в Республике Крым по противодействию коррупции. Согласно ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 №273ФЗ «О противодействии коррупции»: 1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. 2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится 4 проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего. 3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем). В силу ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273ФЗ «О противодействии коррупции»: 1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). 2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. 3. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается: 1) на государственных и муниципальных служащих; 2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного; (в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 133-ФЗ) 3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; 4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. (часть 3 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ) 5 Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ): 1. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. 2. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. 3. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. 4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. 5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 6. Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. 7. В случае, если лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством. Отношения в сфере противодействия коррупции на муниципальном уровне в Республике Крым регулируются: Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»; Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; Указом Президента РФ от 19.05.2008 №815 «О мерах по противодействию коррупции»; Указом Президента РФ от 21.06.2010 №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»; Указом Президента РФ от 11.04.2014 №226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы»; 6 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 №10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» (вместе с «Типовым положением о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации»); Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 №29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданскоправового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»; Законом Республики Крым от 22.07.2014 №36-ЗРК «О противодействии коррупции в Республике Крым»; Указом Главы Республики Крым от 26.08.2014 №219-У «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию коррупции на 2014-2015 годы»; Указом Главы Республики Крым от 26.11.2015 №364-У «Об утверждении плана мероприятий по противодействию коррупции в Республике Крым на 2016 - 2017 годы»; Указом Главы Республики Крым от 28.07.2015 №197-У «О возложении осуществления функций органа Республики Крым по профилактике коррупционных и иных правонарушений». Субъекты антикоррупционной деятельности. Термин «субъект» означает - Тот (или то), кто (или что) познает, мыслит и действует, в отличие от объекта, как того, на что направлены мысль и действие. Говоря про осуществление антикоррупционной политики на муниципальном уровне, безусловно необходимо разобраться с тем, кто эту деятельность осуществляет. Закон Республики Крым №36-ЗРК в статье 5 определил несколько субъектов антикоррупционной деятельности: 1) федеральные органы государственной власти (органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы юстиции, налоговые органы и т.д.); 2) органы государственной власти Республики Крым, а также государственные органы Республики Крым, на которые возлагаются отдельные полномочия по противодействию коррупции; 3) уполномоченный орган государственной власти Республики Крым по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции; 4) органы местного самоуправления; 5) организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; 6) общественные объединения, региональные отделения политических партий и движений, участвующие в деятельности по противодействию коррупции. Рассматривать деятельность каждого субъекта изолированно от другого нецелесообразно, поскольку деятельность по противодействию и предупреждению коррупции – это системная деятельность, и лишь при взаимодействии всех ключевых участников возможно эффективное проведение антикоррупционной политики. С этой целью Указом Главы Республики Крым от 28.07.2015 №197-У «О возложении осуществления функций органа Республики Крым по профилактике коррупционных и иных правонарушений» уполномоченным органом Республики Крым по осуществлению функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений был определен Комитет по противодействию коррупции Республики Крым, основной задачей которого и является координация взаимодействия органов власти Республики Крым, органов местного самоуправления 7 в Республике Крым, организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений по вопросам антикоррупционной деятельности в Республики Крым. Пункт 1 статьи 7 Закона Республики Крым №36-ЗРК. Меры по предупреждению коррупции. В предыдущем разделе мы уже выделили органы местного самоуправления как один из субъектов антикоррупционной деятельности, определенный Законом Республики Крым №36-ЗРК. На уровне федерального законодательства осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального образования, как вопрос местного значения муниципалитетов различного статуса, регламентируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ). А так как вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно 8, осуществление мер по противодействию коррупции является обязательным в муниципальном образовании. Крымский законодатель, раскрывая понятие «противодействие коррупции», отводит особую роль деятельности уполномоченных субъектов по предупреждению коррупции, устанавливая в статье 9 Закона Республики Крым №36-ЗРК перечень мер по предупреждению коррупции, к которым относятся: 1) разработка, принятие и реализация республиканской целевой программы по противодействию коррупции на территории Республики Крым; 2) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Крым и их проектов; 3) рассмотрение в органах государственной власти Республики Крым, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; 4) проведение мониторинга коррупционных правонарушений; Пункт 38 части 1 статьи 14, пункт 33 части 1 статьи 15, пункт 42 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131–ФЗ. Часть 1 статьи 2 Федерального закона №131–ФЗ. Пункт 4 статьи 1 Закона Республики Крым №36-ЗРК. 5) развитие антикоррупционного образования и проведение антикоррупционной пропаганды; 6) оказание государственной поддержки в образовании и осуществлении деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции; 7) опубликование отчетов о реализации мер антикоррупционной деятельности; 8) иные меры, предусмотренные действующим законодательством. Каждая из перечисленных мер – самостоятельный и очень важный инструмент ведения антикоррупционной политики и противодействия коррупции, остановимся подробнее на самых актуальных из них. Разработка и реализация антикоррупционных программ и планов органами местного самоуправления. Одной из мер по предупреждению коррупции, согласно положениям Закона Республики Крым №36 – ЗРК является разработка, принятие и реализация республиканской целевой программы по противодействию коррупции на территории Республики Крым В целях реализации 8 данной меры Указом Главы Республики Крым от 26.08.2014 №219-У и Указом Главы Республики Крым от 26.11.2015 №364-У были утверждены планы по противодействию коррупции на 2014- 2015 годы и 2016-2017 годы соответственно, кроме того, в соответствии с положениями данных Указов органам местного самоуправления Республики Крым было рекомендовано обеспечить разработку и реализацию своих планов по противодействию коррупции. Попробуем разобраться, почему законодатель в положениях Закона Республики Крым №36-ЗРК использует термин «программа», а принимает «план». Программа – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, ориентированных на достижение конкретной цели, снабженных индикаторами выполнения. В отличие от плана программа имеет более сложную структуру, в ней предполагается наличие аналитического раздела, оценка ресурсов, детальное описание целей и задач. Мероприятия программы более сложны, отдельные разделы выделяются как подпрограммы и могут быть реализованы параллельно во времени, они соответствуют структуре целей и имеют измеряемые индикаторы выполнения. В программе описывается механизм ее реализации и контроля, а иногда дается оценка устойчивости и внешних рисков. Таким образом, не смотря на более сложную структуру программа и план по сути являются тождественными понятиями. Указанный вывод подтверждает и законодательство Республики Крым, обратите внимание как законодатель излагает подпункт 1.4 пункта 1 Плана мероприятий по противодействию коррупции на 2016-2017 годы: «Осуществление мероприятий по контролю за реализацией исполнительными органами государственной власти Республики Крым программ (планов) противодействия коррупции»; в подпункте 6.7 пункта 6 Плана - аналогично: «Организация опроса экспертов о результатах реализации планов (программ) противодействия коррупции в Республике Крым и мерах по совершенствованию работы органов государственной власти Республики «Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги.» электронный журнал «Муниципальная власть», сайт источника: URL: http://m-iks.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=96&catid=37... Крым по реализации антикоррупционной политики». При изучении баз муниципальных правовых актов, нами было установлено, что большинство муниципальных образований Республики Крым (около 60 % от общего количества) принимали планы по противодействию коррупции, ориентируясь на структуру и положения республиканских планов, о которых речь шла выше. Вместе с тем, в муниципалитетах других регионов России органы местного самоуправления принимают также и программы по противодействию коррупции. Учитывая данный факт, в последующих подразделах мы постарались раскрыть содержательные элементы как планов (с учетом практики местного самоуправления Республики Крым), так и программ, освещая практику муниципалитетов других регионов РФ. Отметим, что разработка и реализация органами местного самоуправления антикоррупционных программ и планов достаточно трудоемкий и длительный процесс, они могут быть неоднообразны по своему содержанию, имея зачастую похожую форму, что зависит от многих факторов: 1. статуса муниципального образования (количество жителей, количество муниципальных чиновников); 2. экономической обеспеченности муниципалитета; 3. уровня контроля со стороны органов государственной власти; 4. социально-психологического климата в ОМСУ и др. Какова структура плана и программы по противодействию коррупции, каково содержание их разделов, рассмотрим подробнее. Планы по противодействию коррупции 9 Как правило план мероприятий по противодействию коррупции оформляется в табличной форме, которая содержит основополагающие разделы: - Мероприятия по противодействию коррупции; - Ответственные исполнители; - Ожидаемый результат; - Срок выполнения. 1. В разделе Мероприятия указываются их основные направления, и по каждому направлению излагается перечень этих мероприятий. Такими направлениями и проводимыми в их сфере мероприятиями могут быть: - Нормативно-правовое и организационное обеспечение противодействия коррупции. Мероприятия: - Разработка муниципальных правовых актов по противодействию коррупции в соответствии с федеральными законами; - Изучение вопроса о необходимости разработки ведомственных целевых программ по противодействию коррупции; - Обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами, федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами; - Рассмотрение на аппаратных совещаниях вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов общей юрисдикции, арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления. 1.2. Совершенствование муниципального управления в целях противодействия коррупции. Мероприятия: - Разработка административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг; - Формирование и ведение реестра муниципальных услуг с повышенными коррупционными рисками; - Проведение проверок целевого и эффективного использования средств местного бюджета муниципального образования; - Анализ практики, выявление недостатков и подготовка предложений по совершенствованию размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд муниципального образования; - Организация мониторинга отклонения закупочных цен по государственному заказу на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд муниципального образования от среднерыночных. 1.3. Усиление антикоррупционной составляющей в кадровой работе. Мероприятия: - Мониторинг соблюдения муниципальными служащими администрации муниципального образования Кодекса этики и служебного поведения; - Осуществление контроля за предоставлением муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, за соблюдением ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством; Постановление Администрации Советского района Республики Крым от 19.12.2014 №13 «Об утверждении плана мероприятий по противодействию коррупции на 2014-2015 годы». - Проведение работы по выявлению случаев возникновения конфликта интересов; - Обеспечения осуществления контроля за расходами лиц, замещающих должности муниципальной службы. 1.4. Организация взаимодействия органов местного самоуправления с гражданами и институтами гражданского общества по вопросам противодействия коррупции. Мероприятия: - Обеспечение своевременности и полноты размещения информации о деятельности органами местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального, регионального законодательства; 10 - Размещение анализа мониторинга деятельности органов местного самоуправления.14 Представленные мероприятия демонстрируют внутреннюю борьбу с коррупционными проявлениями в самих органах местного самоуправления, направлены на контроль и проверку соответствия действий муниципальных служащих установленным законодательством табу, однако, в силу отсутствия обучающего элемента в представленных мероприятиях цель, преследуемая муниципалитетом в антикоррупционной деятельности не будет достигнута в полной мере. Рассмотрим перечень мероприятий, которые на наш взгляд необходимо дополнительно отразить в плане, для более эффективной деятельности по противодействию коррупции. 1) Проведение мероприятий по правовому образованию (лекции, семинары, консультации) в сфере противодействия коррупции как в органах местного самоуправления, так и на предприятиях, в учреждениях; Вопросы, которые следует освящать при проведении данного мероприятия должны касаться негативных последствий (в том числе уголовных) за совершение коррупционных деяний. 2) Организация информационных теле- и радиопередач, специальных интервью, публикаций антикоррупционной пропаганды в печатных СМИ, размещение социальной рекламы по вопросам предотвращения коррупции, создание и наполнение подразделов официальных сайтов органов местного самоуправления муниципального образования по указанным выше вопросам. Постановление Администрации Советского района Республики Крым от 19.12.2014 №13 «Об утверждении плана мероприятий по противодействию коррупции на 2014-2015 годы». За пределы органов местного самоуправления во внешнее социальное пространство, происходит взаимодействие гражданского общества и муниципальной власти. При этом хотелось бы отметить достаточно интересный и на наш взгляд эффективный способ получения информации ОМСУ от граждан: создание и обеспечение функционирования электронного почтового ящика на официальном сайте муниципального образования для приема сообщений о фактах коррупции. 3) Организация и проведение «прямых линий» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения, изготовление и размещение в местах где осуществляется прием граждан информационных стендов «Общество против коррупции». Создание открытого интернет - ресурса для опубликования сведений о нарушениях в сфере размещения муниципальных заказов и принятых мерах; Перечисленные мероприятия, проводимые как в самих органах местного самоуправления так и в ходе взаимодействия с гражданами, проживающими на территории муниципального образования, организациями, должны осуществляться в комплексе. Это несомненно, поскольку само явление – коррупция, было рождено в обществе, которое безусловно влияет на местное самоуправления, являющимся одним из видов публичной власти. Ответственные исполнители по осуществлению вышеуказанных мероприятий определяются планом в зависимости от их направленности, например: Нормативно-правовое и организационное обеспечение противодействия коррупции – отдел по правовым вопросам администрации муниципального образования; Совершенствование муниципального управления – контрольносчетный орган муниципального образования; Усиление антикоррупционной составляющей в кадровой работе – заместитель главы администрации муниципального образования Организация взаимодействия ОМСУ с гражданами и институтами гражданского общества – отдел по организационной работе, отдел информационного обеспечения, отдел организационно-документального обеспечения. Ожидаемые результаты проводимых мероприятий должны укладываться в рамки единой государственной политики Российской федерации в сфере противодействия коррупции. Выделим перечень наиболее содержательных ожидаемых результатов от мероприятий, включенных в планы по противодействию коррупции: - Повышение уровня правовой грамотности населения, муниципальных служащих органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции, формирование негативного отношения к коррупции; - Предупреждение, выявление и устранение коррупционных факторов; - Снижение коррупционных рисков; 11 - Обеспечение целевого и эффективного использования средств местного бюджета; - Реализация антикоррупционных мер, предусмотренных законодательством. Срок выполнения отдельного мероприятия по противодействию коррупции зависит от его объема, содержания и варьируется от квартала, полугода – до года. Программа по противодействию коррупции. Как уже отмечалось выше, в отличие от плана программа имеет более сложную структуру, в ней предполагается наличие аналитического раздела, оценка ресурсов, детальное описание целей и задач. Мероприятия программы более сложны, отдельные разделы выделяются как подпрограммы и могут быть реализованы параллельно во времени, они соответствуют структуре целей и имеют измеряемые индикаторы выполнения. Рассмотрим структуру программ по противодействию коррупции, на примере практики муниципальных образований Красноярского края. 1) Паспорт целевой программы по противодействию коррупции. Как отмечалось выше, муниципальные образования Республики Крым приняли Планы по противодействию коррупции, однако на практике муниципалитеты других регионов России принимаются также и программы. Данный раздел состоит из вводных данных, включающих в себя следующее. Срок реализации программы – в большинстве случаев - это 2-3 года. Указание на разработчика и заказчика программы – это, как правило, администрация муниципального образования. Цели программы у многих муниципалитетов изложены схожие, приведем часто встречающиеся из них: создание системы по предупреждению коррупционных действий; снижение уровня коррупции, её влияния на законность и эффективность бизнеса, деятельность муниципальных органов, на повседневную жизнь граждан на территории муниципального образования; обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от проявлений коррупции; снижение уровня коррупции при исполнении муниципальных функций и предоставлении муниципальных услуг и т.д; создание условий, обеспечивающих снижение уровня коррупции в органах местного самоуправления города и затрудняющих возможность коррупционного поведения муниципальных служащих города, а также должностных лиц, органов местного самоуправления, подотчетных администрации города. 19 Задачи программы в муниципальных образованиях разные, они определяются в зависимости от уровня коррупции, социальной ситуации, финансовых ресурсов, выделяемых муниципалитетами на противодействие коррупции, долгосрочности принимаемой программы. Кроме того, любая задача должна быть направлена на достижение цели программы. Таким образом, необходимо указывать те задачи, выполнение которых приведет к положительному результату в той или иной сфере их применения. Помимо этого, в качестве задачи программы многие муниципалитеты определяют следующее: обеспечение правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции; совершенствование механизма контроля соблюдения ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы; противодействие коррупции в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд; организация антикоррупционного образования и пропаганды, формирование нетерпимого отношения к коррупции и др. В качестве конечных результатов в перечне которых: укрепление доверия гражданского общества к органам местного самоуправления; 12 снижение коррупциогенности муниципальных правовых актов; снижение угрозы ослабления демократических институтов и повышение авторитета общественных организаций; оптимизация бюджетных расходов; снижение издержек на ведение бизнеса за счёт снижения уровня его коррупциогенности; повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования путем увеличения уровня доверия инвесторов к органам местного самоуправления; создание нетерпимого отношения общественности к проявлениям коррупции; укрепление в обществе идей некоррумпированного рынка; повышение качества и доступности муниципальных услуг для общественности; упорядочение системы предоставления муниципальной поддержки населению. Целевые индикаторы (показатели) программы. В качестве данных показателей, эффективности/неэффективности принимаемой программы по противодействию коррупции, например, указаны: доля проектов нормативных правовых актов муниципального образования, прошедших антикоррупционную экспертизу, от общего количества нормативных правовых актов, принятых в отчетном периоде (%); доля устраненных коррупционных факторов в муниципальных правовых актах (проектах), прошедших антикоррупционную экспертизу, от общего числа выявленных коррупционных факторов (%); доля муниципальных служащих, в отношении которых проведен внутренний мониторинг сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от общего числа муниципальных служащих, представляющих указанные сведения (%); доля представлений прокуратуры в отношении муниципальных служащих, представивших неполные (недостоверные) сведений о доходах, от общего числа муниципальных служащих, представляющих указанные сведения (%.); доля предоставления муниципальных услуг в электронном виде от общего числа предоставляемых услуг (%); доля предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» от общего количества предоставляемых услуг (%); доля обоснованных жалоб от общего числа жалоб на нарушение законодательства в сфере осуществления закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд муниципального образования (%); количество муниципальных служащих муниципального образования, прошедших обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции (чел.); количество проведенных мероприятий по вопросам противодействия коррупции (ед.); доля установленных фактов коррупции от общего количества жалоб и обращений граждан, поступивших за отчетный период (%); размещение на сайте муниципального образования программы по противодействию коррупции и отчета о ее выполнении. Действительно, мы считаем, что подобная статистическая работа, проводимая за период реализации программы по противодействию коррупции, опубликование полученных результатов, отвечает принципам «прозрачности» и позволяет сделать выводы, как самим органам местного самоуправления, так и жителям муниципального образования, об эффективности либо неэффективности этой программы, об объеме и последствиях коррупционных проявлений. 2) Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами. Данный раздел в программах по противодействию коррупции в органах местного самоуправления действительно актуален. Наименование раздела может быть разным, но суть должна быть одна – определить необходимость принятия программы, в связи с негативными последствиями коррупционных проявлений. Традиционно данный раздел начинается с описания коррупции как основной проблемы государства в целом, а затем плавно переходит к местному значению данной проблемы. Приведем одну из формулировок данного раздела, которая на наш взгляд всецело отражает содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами: 13 «Внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности администрации Екатерининского сельсовета являются необходимыми элементами реализации антикоррупционной политики в рамках настоящей программы.